Аварии строительных конструкций

Основные причины аварий строительных конструкций и признаки аварийного состояния строительных конструкций.

Чаще всего аварии строительных конструкций зданий и сооружений связаны с нарушением эксплуатации или допущением ошибок при их создании. При выполнении работ по возведению любого типа объекта, который имеет несущие конструкционные элементы, потребуется соблюдать все правила и требования строительных регламентов. Дополнительно необходимо проводить регулярную проверку, что исключит появление предаварийного состояния и устранит возможность обрушений строительных конструкций.

Что такое авария строительных конструкций

Аварии строительных конструкций – это нарушение целостности отдельных элементов, которые приводят к невозможности эксплуатировать здание, его полному или частичному обрушению, а также высокому риску возникновения обрушений.

Особенности аварии и аварийного состояния:

  • нарушена целостность конструкций;
  • есть значительные дефекты, повреждения;
  • здание или любой другой объект не может полноценно эксплуатироваться из-за наличия повышенного риска обрушения.

Частичные и полные. При частичной аварии будет повреждена часть конструкции, что снизит ее функциональность и устойчивость. В таком случае необходим ремонт только той части, которая была повреждена с проверкой всех остальных конструкционных элементов. При полной аварии нарушение конструкции имеет капитальный характер, то есть ремонт будет невозможен, так как потребуется полноценное восстановление объекта.

Редкие и повторяемые. Под редкими авариями подразумеваются ситуации, возникновение которых имеет неопределенный фактор. Примером будет ураган или пожар. При повторяемом аварийном состоянии подразумевается регулярное проявление определенных отрицательных явлений или факторов, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Одним из случаев будет неустойчивый грунт, что приведет к повторяющемуся воздействию на основание конструкции, а также постепенное снижение несущей способности, в частности при длительной эксплуатации объекта.

Стоит учесть, что минимизация рисков аварийного и предаварийного состояния объекта возможна только при полноценном строительном процессе, при котором будут отмечены все особенности и возможные факторы, воздействующие на конструкцию. Дополнительным способом снижения рисков аварии будет регулярная проверка строительных конструкции и недопущение ошибок при их создании.

Основные причины аварий

Аварии конструкций могут быть связаны с большим количеством причин, но можно выделить ряд основных ошибок, которые приводят к созданию на объекте предаварийного состояния.

Ошибки проектирования

Большинство ошибок, которые привели к аварийным ситуациям, связано с неправильным проектом. Примеры:

  • неправильно произведены расчеты по несущей способности отдельных элементов или всей конструкции;
  • неправильно составлен план здания, объекта, сооружения, что уменьшило эффективность его эксплуатации и снизило безопасность;
  • превышен предел нагрузки на один из элементов;
  • нет учета характеристик грунта и его несущей способности. Примером будет неправильный выбор фундаментного основания, который должен осуществляться в зависимости от грунтовых свойств.

Обрушение конструкции здания из-за неправильно разработанного проекта должно исключаться на этапе проектирования, то есть вся работа перед ее утверждением проверяется с учетом всех требований и эксплуатационных условий.

Ошибки в процессе строительства

Строительный процесс также должен контролироваться. Одним из случаев, которые приводят к последующей аварии, можно считать самостоятельный перенос опорных элементов в неустановленное место или их исключение, то есть несущие конструкции теряют свои характеристики, необходимые для полноценной и безопасной эксплуатации объекта. Еще одной ошибкой будет неправильный выбор строительных материалов. В таком случае конструкция получит перечень характеристик, которые не будут удовлетворять общим требованиям проекта. Примером будет замена одной марки бетона на другую.

Также важно уделять внимание технологии работ. В противоположном случае результат будет хуже прогнозируемого, что скажется на надежности сооружения.

Ошибки эксплуатации

Каждое сооружение возводится согласно требованиям эксплуатационных условий. Это приводит к тому, что несущие конструкции и другие элементы объекта, получают набор характеристик, которые нужны для полноценной функциональности здания.

При нарушении эксплуатационных условий могут возникать аварийные ситуации.

Отсутствие ответственного лица за ТО

При отсутствии лиц, которые ответственны за ТО, снижается контроль за эксплуатацией сооружения и его состоянием, а также за рядом строительных или ремонтных работ. Это приводит к тому, что возникает большое количество нарушений, прямо влияющих на надежность конструкций.

Отсутствие плана эвакуации

Любые здания, в том числе промышленного или жилого типа, в которых предполагается нахождения персонала или других лиц, должны иметь соответствующий план эвакуации. Дополнительно все заинтересованные лица должны быть оповещены о нем. В противоположном случае при возникновении аварийных ситуаций возникает риск увеличенного количества жертв.

Невыполнение работ, предписанных экспертной комиссией по ТО

Все работы, которые были предписаны комиссией экспертов, обязательны к выполнению. Это касается не только капитальных работ, в том числе укрепления или частичной замены конструкций, но и устранения небольших дефектов, так как они могут в дальнейшем привести к появлению предаварийного состояния.

Устранение недостатков и порядок работ устанавливается в заключении экспертной комиссии по ТО с указанием определенных сроков, которые потребуется соблюдать.

Другие

Ошибок, в результате которых происходит разрушение строительных конструкций, очень много. Примером будет нарушение техники безопасности при выполнении ремонтных или дополнительных строительных работ и аналогичные случаи.

Также среди наиболее частых ошибок можно выделить экономию средств, которая касается строительных материалов, проведения проверок состояния объекта и его конструкций, нерегулярности ремонта. Все указанные факторы отрицательно влияют на безопасность объекта и надежность конструкций, что и приводит к появлению аварий.

Признаки аварийного состояния

Аварийное состояние конструкции можно определить с помощью определенных признаков, у каждого из которых свои особенности.

  • Грунтового основания

Все особенности грунта должны быть учтены на этапе проектирования сооружения. В противоположном случае возможно возникновение аварийного состояния грунта, которое можно определить различными признаками. Чаще всего при просадке здания и конструкций на стенах появляются трещины, которые проходят через фундамент на стены. Еще одним признаком будет чрезмерная сырость нижней части объекта. Такое может происходить при чрезмерной обводненности грунта, то есть не был осуществлен отвод воды или он нарушен.

  • Фундаментов

Среди признаков аварийного состояния фундаментов можно выделить вертикальное расслоение, глухой звук при простуканивании, то есть формирование полостей, а также деформация. Еще одним вариантом будет чрезмерная усадка основания или появление расколов между фундаментными элементами.

  • Железобетонных конструкций

При осмотре железобетонных конструкций требуется обратить внимания на ряд признаков, в том числе коррозию на арматуре, наличие продольных трещин, деформацию конструкции или ее отклонение от первоначального положения.

  • Каменных конструкций

Для каменной конструкции есть ряд характерных признаков аварийного состояния, в частности глухой звук при простукивании, который сигнализирует о наличии пустоты внутри, деформационные явления, которая сопряжены с появлением трещин. Дополнительным моментом будет выпадение отдельных каменных элементов из кладки.

  • Стальных конструкций

Главным признаком нарушения стальных конструкция считаются трещины, которые могут проходить как по сварным швам, так и по самим элементам. Еще одним случаем будет появления чрезмерной коррозии.

Особого внимания заслуживает проверка конструкций на появление местных или полноценных деформаций в виде изгибов. Это свидетельствует о снижении прочности конструкции и наличии аварийного состояния.

  • Деревянных конструкций

Для деревянной конструкции при аварийном состоянии характерно появление продольных трещин, которые не сопряжены с местом болтового крепления или гвоздей. Также об аварии можно судить по скалыванию площадки в области лобовой врубки. Дополнительно проверяются все места стыков, которые при нарушениях конструкции получают дефекты и деформацию.

  • Крупнопанельных зданий

Для крупнопанельного объекта признаки аварийного состояния идентичны перечню, который характерен для остальных зданий. Также есть индивидуальный признак, который обуславливается чрезмерной просадке плит в местах сопряжений. Это указывает на то, что стена панельного типа постепенно просаживается по отношению к другим и нарушает совместные связи.

Примеры обрушений строительных конструкций. Какие ошибки привели к авариям

Обрушения строительных конструкций часто происходят из-за ошибок при строительстве или проектировании. При появлении аварийных ситуаций важно учитывать все их особенности, так как это поможет снизить риск их появления в будущем.

Каждый год происходят обрушения из-за разных ошибок, например:

  1. В январе 2011 года в Калининграде произошло обрушение крыши веранды в детском доме. Основной причиной аварии стала неспособность несущей конструкции справиться с нагрузкой, которая появилась при выпадении большого количества снега, то есть не был установлен при проектировании дополнительный задел для несущей способности;
  2. В конце первой декады января в 2011 году в Санкт-Петербурге произошло обрушение части крыши спорткомплекса. Причиной возникновения аварии стала уменьшенная несущая способность конструкции и возникновение перегруза от массы снега, которая была туда скинута при нарушении техники снегоуборки на вышестоящей крыше;
  3. В начале января 2011 года в Рязанской области произошло обрушение конструкции водонапорной башни. Причиной стало отсутствие необходимого капитального ремонта, то есть водонапорная башня была в эксплуатации длительное время в предаварийном состоянии;
  4.  В декабре 2010 года на трассе Владивосток-Хабаровск  обрушился надземный переход для пешеходов. Причиной стало нарушения правил эксплуатации и попытка водителя проехать под конструкцией на самосвале, что привело к зацепу и обрушению моста;
  5. В 2011 году в Карелии обрушился мост через реку в результате сильных порывов ветра. Причиной стала экономия средств и нарушения правил строительных работ, то есть использовались дешевые материалы, которые не обладали достаточной устойчивостью и требуемыми характеристиками.

Причин обрушений конструкций может быть очень много. Единственной возможность избежать аварийной ситуации будет соблюдение всех правил и требований строительства конструкций.

Цель и задачи расследования причин аварии, кем проводится

Главной целью расследования причин аварии считается установка факторов, которые могут повлиять на безопасность объекта. Это необходимо для их исключения в дальнейшем, то есть расследование ставит целью увеличить безопасность строительных конструкций. Дополнительные задачи:

  • фиксация нарушений, которые были допущены при строительстве и эксплуатации;
  • проверка действий и деятельности ответственных лиц, которые отвечают за ТО и другие сферы, связанны с объектом;
  • поиск виновников.

Получается, что комиссия не только осуществляет проверку всех факторов, которые могли привести к аварии, но и создает рекомендации по снижению рисков таких аварий.

При расследовании аварий собирается специальная техническая комиссия, которую возглавляет лицо из федеральных или региональных органов по безопасности.

Дополнительно проверку может организовать СК, если есть факт нарушений, которые могут повлиять на безопасность персонала или других лиц.

Аварии строительных конструкций возникают чаще всего из-за ошибок при эксплуатации и строительстве. Для исключения появления предаварийных и аварийных состояний рекомендуется соблюдать все требования как строительства, так и регулярно проводимого ремонтного процесса, который осуществляется после выявления дефектов в конструкциях.